Борисов Вячеслав Дмитриевич

Борисов Вячеслав Дмитриевич родился 2 июля 1934 года в городе Москве в семье служащих.

После окончания средней школы в 1953 году поступил работать техником на ММЗ «Опыт» и одновременно поступил учиться в МАТИ имени К.Э. Циолковского. В 1955 году перевелся на дневное отделение МАТИ, которое окончил в 1959 году по специальности инженера-механика самолетостроения. По окончании института направлен на работу в ММЗ «Опыт». В 1966 году поступил в заочную аспирантуру МИНХГП им. Губкина на кафедру физической, коллоидной и радиационной химии и в 1968 году успешно защитил кандидатскую диссертацию в области тепло-массообмена по специальности «Конструкция и проектирование летательного аппарата».

За время работы на АНТК имени А.Н. Туполева прошел путь: техник, инженер, заместитель начальника бригады, ведущий конструктор, начальник моторного испытательного комплекса, заместитель начальника Жуковской летно-испытательной и доводочной базы, заместитель главного конструктора, директор по перспективным разработкам.

Специалист в области проектирования, проведения стендовых и летных испытаний летательных аппаратов, теплопередачи, массообмена и химмотологии.

Под его руководством и личным участием решен ряд научно-исследовательских работ, связанных с технологией проведения экспериментальных работ по решению проблем сверхзвуковых самолетов, созданы уникальные стенды, на которых моделируются реальные условия эксплуатации. На протяжении более 45 лет ведет проектные работы по применению в авиацию криогенного топлива - жидкого водорода и сжиженного природного газа для самолетов Ту-155, Ту-156, Ту- 204к. Внес большой вклад в проектные работы, методики стендовых и летных испытаний самолета Ту-155 и в создание единственного в мире наземного заправочного комплекса, который обеспечил его заправку. Приказом Министерства авиационной промышленности он был назначен техническим руководителем комплексной бригады по испытанию самолета ТУ-155. Принимал непосредственное участие в создании «Криоплана» с фирмой «Deutsche Aerospace» и «Daimler-Benz Aerospace» в области проектирования и испытания по обеспечению надежности и безопасности полетов, а также наземных средств заправки.

С 1972 по 1993 год по совместительству преподавал в МАТИ на кафедре «Технология производства летательных аппаратов». С 1994 года по настоящее время по совместительству преподает в МАИ на кафедре 104. В 1998 году был командирован от института в Иран для подготовки студентов на авиационном факультете Технологического университета имени Малек-Аштара города Исфаган. Имеет ученое звание доцента (1991), заместитель заведующего кафедрой филиала кафедры 104 на ОАО «Туполев». С 2008 года работает в должности профессора.

Академик Академии проблем качества (1994).

Автор и соавтор более 152 научных работ, включая изобретения и патенты (более 60), учебно-методических пособий, ГОСТов и статей.

Основные работы:

  • Внимание: газы. Криогенное топливо для авиации. -М: Московский рабочий, 2001 (соавтор);
  • Функциональные системы летательных аппаратов: нормы - требования - схемы - испытания. -М.: Московский рабочий, 2003 (соавтор);
  • Жизненный цикл и реализация летательного аппарата. -М.: МАИ, 2005 (соавтор);
  • Технология и системы технической эксплуатации летательных аппаратов: нормы-требования-схемы-практика. -М.: Тритона, 2009 (соавтор).

Награжден: орденом «Дружбы народов» (1981); орденом «Почета» (1997) и тремя медалями, а также серебряной медалью ВДНХ (1982), медалями имени Туполева, имени Гагарина, имени Бармина, Почетным дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации (Федеральное агентство по науке и инновациям) за вклад в развитие водородной энергетики (2006).

Имеет почетное звание «Заслуженный изобретатель РСФСР» (1985), лауреат премии Совета Министров СССР (1985), Государственной премии Узбекской ССР (1987) и премии Правительства России» (1999). 

 




Редакция проекта с благодарностью принимает сообщения об обнаруженных ошибках, а также любые уточнения, дополнения и предложения.