Михаил Погосян обсудил на INSPACE FORUM 2017 объединение авиации и космоса

3 марта 2017

3 марта в Конгресс-центре «Технополис» прошёл II Международный форум по коммерческой космонавтике INSPACE FORUM 2017, в котором принял участие ректор Московского авиационного института Михаил Погосян. Разработки МАИ были представлены на выставке форума — посетители активно интересовались двухступенчатой многоразовой транспортной космической системой, микроспутником и другими. Экспонаты наглядно демонстрировали — будущее у российской коммерческой космонавтики есть. Именно её судьбу обсуждали на конференции в рамках форума — в частности, на сессии «Авиация и космос: как действующие игроки рынка и стартапы будут работать сообща, а не конкурировать друг с другом». В этой дискуссии и принимал участие ректор МАИ.

Её модератор, соруководитель рабочей группы AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков сразу подчеркнул, что Михаил Погосян «активно принимает участие» в НТИ.

— Возможно ли организационное и технологическое объединение двигателистов, прибористов и других специалистов от авиации и космонавтики? Могут ли стартапы «опылять» и ту, и другую отрасль? Сможем ли мы в России увидеть пример объединённой авиастроительной и ракетостроительной корпорации? — резко дал старт дискуссии Сергей Жуков. — Я хотел бы спросить сначала Михаила Аслановича — как авиатора, участвовавшего в космических программах.

— Безусловно, на все вопросы есть ответ «да». Мировой опыт говорит о том, что все крупнейшие авиационные корпорации имеют достаточно мощный космический сегмент — Boeing, Airbus, Lockheed, — напомнил ректор МАИ. — Наша программа «Буран» создавалась в рамках министерства авиационной промышленности, а в современных боевых самолётах мы используем комплексы, которые разрабатываются предприятиями РОСКОСМОСа. Например, «Астрофизика» является поставщиком оптикоэлектронных систем для боевых самолётов.

В качестве примера привёл Михаил Погосян и факультет «Двигатели летательных аппаратов» МАИ, в составе которого находятся кафедры конструирования и ракетных, и авиационных двигателей. Создание объединённой авиакосмической корпорации, на взгляд ректора МАИ, вопрос только организационный.

Его решили в Boeing — директор космических программ корпорации, выпускник МАИ Валерий Аксаментов, рассказал о создании космических шаттлов, работе на МКС и других космических проектах авиагиганта. Александр Жиганов из ФГУП ЦНИИмаш напомнил гостям, что авиационная и космическая сферы технологически серьёзно отличаются. Однако он признал их объединение на рынке пространственных данных, авиакосмических продуктов и услуг. Глава Airbus Defence and Space в России Владимир Терехов предложил задать первоочередной вопрос: зачем, собственно, объединять авиацию и космонавтику? И тут же сам на него ответил: исключительно авиационные или космические предприятия не выживут в мировой конкурентной среде. Что же касается стартапов, то Airbus, заверил Терехов, их поощряет и использует их креативность для развития новых технологий.

С Владимиром Тереховым согласился Денис Кравченко, заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Однако он подчеркнул, что поддерживает Михаила Погосяна с точки зрения наличия перспектив объединения двух сфер в целом.

Выступающим задавали разные вопросы — слушателей интересовало их мнение о программе «воздушного старта», проекте OneWeb и т.д. Мнения разделялись, но в одном все были едины — России необходимо активно продвигаться на мировом рынке.

Фото: Антон Никитин

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»