Водный путь: как проект маёвцев спустится на реку и поднимется к звёздам

21 декабря 2016
Водный путь: как проект маёвцев спустится на реку и поднимется к звёздам

С детства третьекурсник кафедры «Проектирование самолётов» Денис Сухарев испытывал тягу к двум сферам: медицине и авиации. Всё разрешил полёт — когда Денис впервые увидел под крылом самолёта панораму родной Костромы, всякие сомнения отпали. А интерес к не просто инженерной, а проектной деятельности развился ещё в детстве — вплоть до создания (на школьном уровне) технической документации к своим авиаизделиям.

Желание поступить в Московский авиационный институт появилось у Дениса на одной из многочисленных олимпиад, в которой он участвовал — Международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. Можайского. В жюри заседал выпускник кафедры «Проектирование самолётов» МАИ, генеральный конструктор ОКБ Илюшина Генрих Новожилов, который и заприметил талантливого паренька. Вдобавок преподаватель на станции юных техников, где занимался Денис, тоже был выпускником МАИ. Окончательно же в верности выбора школьника убедил МАКС-2013.

Понимание возможности реализации самого проекта оформилось у Дениса в первый же день проживания в общежитии. Именно там, спустившись на общую кухню, он встретил, по его словам, «такого же чокнутого» — Андрея Шепеляева. После пары-тройки дней обсуждения взахлёб своих грандиозных планов они поняли — двоим это не под силу. Пора создавать команду.

E. Club

«Клуб Инженеров» возник как сообщество во «Вконтакте» и начал стремительно развиваться в оффлайне. Для начала это были просто развлекательные походы в кино/театр — как расчётливо поясняет Денис, дабы сплотить ребят. «Движухи» продолжаются и сейчас, но в значительно меньшем масштабе. Все занялись проектами под кураторством руководства «Клуба» помимо Дениса и Андрея — маёвцев Михаила Шмаева, Александра Литвина и Даниила Соколова.

Образовательный процесс «Клуба» делится на два кластера: профессиональный и менеджерский. Поскольку возрастного ценза у него нет, то зачастую туда приходят и школьники — способные, но недостаточно продвинутые в инженерно-технической сфере. Для этого проводятся мастер-классы по, например, работе в САПР (системе автоматизированного проектирования), в стандартных программах по моделированию. Однако 60% занятий отводится на обучение ребят тому, как создать и запустить успешный проект. Если инженеров-наставников студентам технического вуза найти было легко, то людей из сферы менеджмента пришлось поискать подольше. Однако и в этом создателям «Клуба» повезло — им вызвалась помогать Национальная школа лидеров «Журавли».

В целом с поддержкой в профессиональной среде у ребят всё сложилось удачно — по проектам они консультируются с генеральными конструкторами крупных ОКБ, а их главный покровитель — Клуб авиастроителей. И это обоснованно — проект Дениса и его команды поражает своей амбициозностью.

Летучий корабль

Ещё в детстве Денис был скорее авиамоделистом-экспериментатором, нежели спортсменом. Любовь к созданию новых конструкций в университете лишь развилась, а по мере получения новых знаний оформлялись и его идеи.

— Основа будущего воздушного межконтинентального транспорта — машины, использующие эффект экрана, — глаза Дениса загораются. — Я общался с дочерью известного авиа- и судостроителя, создателя экраноплана и разработчика его концепции Ростислава Алексеева. Татьяна Ростиславовна рассказала мне о том, что её отец разрабатывал в последние годы жизни и каким он видел будущее экрана. Его использование позволит снизить энергозатраты на перевозки крупных грузов в несколько раз. А это очень важно — более 80% грузов на планете сейчас перевозится на низких скоростях водным транспортом.

Неназванная пока помесь экраноплана и дирижабля — вот проект Дениса. Поначалу эта идея изрядно веселит — так и хочется назвать чудо-транспорт «экраножаблем» или «дирипланом». Но по мере вдохновенного рассказа его проектировщика понимаешь — задача эта очень серьёзная. И, уверен Денис, исполнимая.

— В отличие от обычного дирижабля у нашего форма летающего крыла, что позволит создать эффект экрана, динамическую воздушную подушку. Разумеется, над городом, где будет множество препятствий и воздушных возмущений, он летать не сможет, но это не главное, — убеждает Денис. — Главное — повышение скорости до 500 км/ч в сочетании с высокой грузоподъёмностью и укороченным или вертикальным взлётом и посадкой.

Транспорт Земли

С водного транспорта и собирается начать Денис для обкатки технологий. Точнее, с электрокатера. Создание целой транспортной сети форсируется в Европе, где это актуально, но пока максимум — например, запущены 16 катеров в Роттердаме, и то на генераторе, а не аккумуляторе.

— Наша задача — соединить населённые пункты путём водной пассажирской транспортировки, — серьёзно говорит Денис. — Скорость передвижения составит 20 км/ч, что значительно разгрузит автомобильные дороги — наш транспорт будет соединять причал в деревне и причал, располагающийся, например, неподалёку от центра города. Впрочем, электрокатер можно будет запустить и без создания инфраструктуры — он может причаливаться к любому берегу. Главное тут — тестирование электрического двигателя и дизайна. Это может показаться смешным, но в отличие от нас европейцы круто прокачались в плане того, чтобы их творения выглядели красиво. Мы тоже хотим пустить по Волге то, на что пассажирам будет приятно смотреть. Поэтому, кстати, мы активно сотрудничаем со студентами и преподавателями кафедры «Дизайн средств транспорта МГХПА им. Строганова».

Впрочем, красотой всё это не ограничивается — Денис показывает мне схемы, расчёты и инфографику, а главное — фото сделанного прошлым летом макета катера в масшатбе 1:1. У команды Дениса есть партнёры — представители других сфер, готовые к совместной работе; сетью водного транспорта в городских каналах и равнинных реках уже заинтересовались инвесторы. Создание одной машины на 12-14 мест обойдётся в 15-20 миллионов рублей, серии машин в 200 судов с необходимой инфраструктурой — в полтора миллиарда. Но это, подчёркивает Денис, минимальное количество — нужно проводить маркетинговые исследования. Максимальную цену он назвать не может, но уверяет — всё окупится за три-четыре года.

Разумеется, у электрокатера есть серия ограничений, на которые я сразу обращаю внимание: радиус курсирования от локального пункта (районного или областного центра) не может превышать 40 км; зимой он, разумеется, не ходит. Но на это у Дениса есть ответ — катер на воздушной подушке, следующая ступень технической эволюции его проекта.

Воздушная подушка располагается не на одной платформе — катер базируется на нескольких мини-подушках, благодаря чему обеспечивается её устойчивость к внешним воздействиям и повышается её энергоэффективность. В основе — тот же электрокатер, однако тут в игру вступает аэродинамика — корпус катера имеет форму фюзеляжа. Заботящийся об экологии Денис хочет создать его из растительного материала, который ещё нужно вырастить.

Из чертежа видно, как Денис постепенно подбирается к своей цели, не забывая расписывать мне достоинства её «малых братьев». Катер на подушке ходит до десяти часов, используется внесезонно и имеет гораздо больший радиус хождения. По задумке и он, и обычный электрокатер объединяются в единую систему и ходят параллельно, дополняя друг друга на различных дальностях. Аванпроект и электрокатера, и катера на воздушной подушке будет готов к Новому году, запуск первой машины запланирован уже на 2018-й.

— Ещё у нас в разработке электрокатамаран, — походя замечает Денис. — Но это так, для туристов.

USS Enterprise

— А это что? — любопытствую я, указывая на монитор. В презентации в качестве последней ступени изображён красивый аппарат, подозрительно напоминающий культовый звездолёт из Star Trek. Денис зарделся, подтверждая тем самым мою догадку. — Неужели Enterprise?!

— Ну да, детская мечта, — улыбается он. — Это уже, конечно, при мне сделано не будет, но я заложу идею — в космос летать.

— Разве мы не летаем?

— Это вы называете полётами?! — отмахивается он. — Мы робко отлетаем на близкую орбиту — какое уж тут познание космоса! То, о чём я мечтаю — космический транспорт, такой же бытовой и привычный для будущего обывателя, как для нас — современные поезда и автомобили.

— Тогда зачем все эти экранопланы, катеры и тем более катамараны?

Денис удивляется:

— «Маленького принца» помните? Как же мы будем исследовать космос и создавать межпланетный транспорт, если не можем создать и обустроить межконтинентальный на своей планете?

Фото: сообщество «Клуб Инженеров» во «Вконтакте»

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»