Работа постаматов с помощью NFC-меток: решение создано на Авиахакатоне

25 мая 2020

В Московском авиационном институте состоялся масштабный онлайн-хакатон для поиска и разработки новых технологических решений для авиационной сферы, смежных рынков и отраслей экономики. Его организатором стал IT-центр МАИ. Задания для IT-марафона готовили эксперты компаний-партнёров. Впервые партнёром мероприятия выступил крупнейший российский маркетплейс Wildberries, который предложил решить кейс по переводу фирменных пунктов выдачи заказов в режим работы без доступа к интернету (это позволяет исключить риск простоев и сбоев в работе пункта).

Пункты выдачи интернет-магазина Wildberries представляют собой пронумерованные ячейки, из которых менеджер выдаёт покупателям заказанные товары. Распределение заказов по ячейкам производится централизованно, с помощью единой системы учёта. Клиенты называют фамилию или номер заказа, по которым менеджер в системе получает информацию о том, в какой ячейке размещён заказ, сумму для оплаты за товары, перечень заказанных клиентом товаров.

Проблема для бизнеса заключается в том, что все пункты самовывоза работают только с подключённым интернетом, но получение заказа может происходить в зоне, где интернет работает нестабильно. Поэтому компания Wildberries предложила участникам хакатона разработать концептуальную модель системы поддержки офлайн-пункта самовывоза. При этом система автономного учёта должна иметь определённый функционал. Во-первых, распределять товары по ячейкам на основе поступившей в пункт самовывоза информации, включающей перечень и описание заказов с сайта, а также данные отдела логистики о том, какие коробки с какими товарами должны быть привезены к открытию пункта. Во-вторых, накапливать данные о том, состоялась ли продажа или был произведён возврат товара.

Участники хакатона должны были исследовать существующие технологии автономного хранения данных и провести анализ энергонезависимых хранилищ информации. Готовое решение должно иметь серверную и клиентскую части. Кроме того, необходимо было разработать и отладить прототип технического решения.

По мнению жюри Авиахакатона лучшее решение кейса предложила команда ББП в составе аспирантов МАИ Ангелины Сикриер и Антона Тупицына, а также Даниила Миренского и Андрея Салова из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу пункта выдачи заказов (ПВЗ), в качестве альтернативы штрих-кодам и QR-кодам команда предложила использовать автономные NFC-метки. Такие метки позволяют длительное время абсолютно безопасно хранить данные о заказе, его выдаче клиенту, условиях и причине возврата. Важно, что NFC-метки обеспечивают кодирование и защиту информации: только уполномоченный сотрудник компании может прочитать и при необходимости перезаписать информацию. Кроме того, даже если на ПВЗ будет отключен не только интернет, но и электроэнергия, оператор ПВЗ всё равно сможет выдавать предоплаченные заказы и принимать возвраты. В этом поможет специально разработанное командой мобильное приложение.

Стек использованных разработчиками технологий включает в себя: дистрибутив Linux, свободный веб-сервер Apache, систему управления базами данных MySQL и скриптовый язык PHP. Преимущество такого набора, выражается в открытом исходном коде, простоте развёртки модели и отсутствии высоких требований по аппаратной части. Резервирование и отказоустойчивость системы было решено обеспечить путём применения традиционных QR-кодов, выполняющих роль внутренних источников хранения информации.

В качестве инструмента для считывания информации с NFC-меток предложено использовать смартфон оператора пункта выдачи. Клиентская часть сервиса, разработанная для смартфона, работающего на базе операционной системы Андроид, представляет собой мобильное приложение, включающее различные сценарии обработки заказа: получение, отказ или частичный отказ, возврат товара.

О технологии, предложенной победителями кейса, а также о других перспективных идеях решения проблемы, озвученных участниками хакатона, рассказал ИТ-директор компании Wildberries Андрей Ревяшко.

«Наш кейс интересен тем, что представляет собой реальную для бизнеса задачу. Сотрудники компании, что называется, варятся в собственном соку, и при решении бизнес-кейсов отталкиваются от внутренних корпоративных вводных и ограничений. Некоторое время назад мы реализовали определённое решение, которое частично решило проблему работоспособности ПВЗ при отсутствии интернет-соединения или слабом сигнале сети. Однако хотели получить фидбек от независимых разработчиков, чтобы усовершенствовать свой подход. Среди вариантов решения нашего кейса были предложены и те идеи, которые мы активно обсуждаем внутри компании. В то же время мы получили достаточное количество вариантов, основанных на новом, совершенно нестандартном подходе. Нельзя сказать, что это готовые решения, которые можно встраивать в бизнес-процессы компании. Но они дают основу для размышления и позволяют сделать уверенный шаг к созданию полноценного решения. Действительно, наиболее интересное и проработанное решение предложила команда разработчиков ББП. При считывании информации с NFC-меток не требуется интернет-соединение. Более того, ребята предложили одновременно использовать расширенный функционала QR-кодов, применяемых для обязательной маркировки товаров, и зашивать в них минимально необходимую для бесперебойной работы ПВЗ информацию. Ещё одно любопытное решение, предложенное другой командой на хакатоне, заключается в том, чтобы для передачи информации о статусе товара на центральный сервер использовать мобильный телефон покупателя, расширив функционал существующего мобильного приложения Wildberries. Альтернатива — передавать информацию с курьером на физическом носителе или использовать на ПВЗ docker-контейнер с локальной базой, которая загружается на одноплатный компьютер. Все эти идеи можно комбинировать, и тогда есть все шансы создать универсальную модель работы всех ПВЗ компании».

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"