При участии маёвцев создана первая в России система роботизированной сборки самолётов

13 мая 2019
При участии маёвцев создана первая в России система роботизированной сборки самолётов

При участии специалистов Московского авиационного института разработана первая отечественная система роботизированной сборки гражданских, транспортных и военно-транспортных самолётов. Технология позволит в разы сократить срок выпуска воздушных судов и снизить до минимума участие в этом процессе человека. Монтаж линии завершается в Ульяновске, и уже летом этого года она будет задействована при производстве новых военно-транспортных самоётов Ил-476. А с начала следующего года — и при выпуске отечественного пассажирского лайнера Ил-114 на заводе ОАК в Подмосковье.

Новая технология и оборудование разработаны московским ЗАО «Авиационный консалтинг-Техно»; в состав команды разработчиков вошли более 70 специалистов, конструкторов и инженеров, большинство из которых — выпускники Московского авиационного института и других ведущих столичных вузов.

Проверят в действии

С использованием новых технологий стыковки сократится время и повысится качество сборки самолётов, сказала «Известиям» руководитель дирекции перспективных производственных проектов МАИ Валентина Сизикова. Но насколько российская линия будет конкурентоспособна по сравнению с иностранными аналогами, сказать сложно, так как нужно посмотреть её в работе.

— Результаты тестов пока себя оправдывают. Нужно развивать технологию и попробовать предложить её рынку, — отметила она.

В Москве специально под проект были созданы новое конструкторское бюро и опытное производство, роботизированные комплексы будут сами выполнять наиболее ответственные и трудоёмкие этапы: сборку фюзеляжа, стыковку крыла и фюзеляжа, сборку планера самолёта. Использование лазерных трекеров (измерительные приборы) и промышленных роботов позволит соединять многотонные агрегаты крупных самолётов с точностью до сотых долей миллиметра за несколько часов, тогда как ранее подобные операции проводились с участием десятков высококвалифицированных слесарей-сборщиков и занимали недели. В итоге отечественная технология позволит сократить трудоёмкость окончательной сборки воздушного судна в 3–4 раза.

На отечественных самолётостроительных заводах сейчас используется лишь несколько похожих линий бесстапельной сборки, правда, все они — иностранного производства.

В настоящий момент ведётся монтаж технологического оборудования новой поточной линии для сборки самолётов Ил-76МД-90А на заводе «Авиастар-СП». Она состоит из 10 станций, обеспечивающих полную сборку воздушного судна из агрегатов планера, поступающих с агрегатно-сборочного производства. На каждой из станций выполняется отдельная операция: от стыковки отсеков фюзеляжа и монтажа гидросистем до навески двигателей и финальной отработки. Перед физической стыковкой проводится «виртуальная», которая позволяет оптимизировать процесс ещё до начала перемещения многотонных агрегатов. Такая технология позволяет снизить трудоёмкость работ, обеспечить контролируемое качество и максимальную точность сборки самолёта.

Заложенная разработчиками производственная мощность поточной линии позволит собирать до 18 самолётов год. По сравнению с ранее существующими технологиями это увеличит скорость сборки в четыре раза. Технологии и ПО, заложенные при разработке новой линии, могут быть использованы для создания аналогичных роботизированных сборочных линий для других типов транспортных и гражданских воздушных судов, в том числе регионального самолёта Ил-114-300.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»