Факультет №1 «Авиационная техника»

Факультет «Авиационная техника» занимает ведущее место в МАИ и по праву называется первым. Факультет №1 готовит инженеров (специалистов), бакалавров и магистров для проектных, конструкторских и исследовательских подразделений опытных конструкторских бюро (ОКБ) и научно-исследовательских институтов (НИИ) авиационной промышленности страны. Здесь выпускники факультета работают в над созданием воздушных судов различного целевого назначения: самолётов, вертолётов, исследуют проблемы аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов, занимаются нормированием и проверкой лётной годности воздушных судов, анализом эффективности авиационных комплексов, выбором перспективных проектно-конструкторских решений.

За время учёбы на факультете студенты приобретают глубокие теоретические знания по избранной специальности и практические навыки их применения для решения инженерных задач, что является одним из достижений педагогической школы МАИ. Лабораторные работы, групповые практические занятия, разработка курсовых работ и проектов в стенах института, а также работа на рабочих местах в ОКБ, НИИ и на серийных заводах во время технологической, конструкторской и преддипломной производственных практик на передовых предприятиях авиационной промышленности, обеспечивают хорошую практическую подготовку выпускников к самостоятельной работе. Большинство студентов факультета получает навыки управления самолётом, а также проведения экспериментальных исследований на пилотажных стендах и во время лётно-эксплуатационной практики на аэродроме МАИ в Алферьеве.

Знания и практические навыки выпускников факультета высоко ценятся как в нашей стране, так и за рубежом.

На авиационных предприятиях, особенно в Московском регионе, работает большое количество инженеров выпускников факультета № 1, которые создают новейшие образцы авиационной техники. Генеральные конструкторы С. В. Михеев, Г. В. Новожилов, М.А. Погосян Н.С.Павленко и многие другие выдающиеся учёные и конструкторы являются выпускниками факультета № 1. На факультете работают 4 действительных члена Российской академии наук.

Факультет ведёт подготовку кадров высшей квалификации по следующим специальностям, специализациям и направлениям подготовки: самолётостроение; вертолётостроение; системы жизнеобеспечения и оборудование ЛА; технологическое проектирование высокоресурсных конструкций; аэродинамика летательных аппаратов; динамика и управление полётом пилотируемых ЛА; проектирование и оценка эффективности авиационных комплексов; нормирование лётной годности и сертификация авиационной техники; системный менеджмент качества в авиационной промышленности; сервис (платная).

На факультете создан ресурсный центр по производству летательных аппаратов. На современном оборудовании этого центра проводится учебный процесс, что позволяет студентам овладеть широким спектром передовых технологий. С использованием этого оборудования факультет осуществляет повышение квалификации и переподготовку работников авиационной промышленности.

На кафедрах факультета, его конструкторских бюро, научно-исследовательских лабораториях и центрах ведутся активные исследования и опытно-конструкторские работы, результаты которых (пилотируемые и беспилотные ЛА, тренажеры, новые системы индикации и многое другое) внедрены в промышленность. Между МАИ и Объединенной авиастроительной корпорацией, холдингом «Вертолеты России», а также Объединенной двигательной корпорацией подписаны долгосрочные соглашения, гарантирующие устойчивые связи с промышленностью, качественную подготовку кадров, а также многомиллионные контракты.

Студенты МАИ неоднократно побеждали на Всероссийских и Московских олимпиадах и конкурсах, активно участвовали в международных Всероссийских научно-технических конференциях.

Получив высшее образование на факультете № 1, выпускник может работать практически в любой отрасли промышленности благодаря широкой подготовке, полученной по избранной специальности. Например, выпускники конструкторских специальностей могут применять свои знания и навыки при разработках любых транспортных средств или различных изделий машиностроения. Инженеры-аэродинамики могут заниматься вопросами промышленной аэродинамики, ветросиловыми установками, проблемами экологии и т. п.

В процессе учёбы студенты могут работать в Отраслевом специальном конструкторском бюро экспериментального самолётостроения факультета № 1 (ОСКБЭС), которое спроектировало ряд опытных самолётов. Самолёты «Квант» и «МАИ-89» («Юниор»), построенные на экспериментально-опытном заводе МАИ, установили шесть мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией (ФАИ): по скорости полёта, времени набора высоты и максимальной высоте горизонтального полёта. Учебный планер «МАИ-92» после лётных испытаний поступил в серийное производство, а акробатический самолёт «МАИ-90» прошел лётные испытания. Одноместный народнохозяйственный самолёт «МАИ-89» и его учебный двухместный вариант «МАИ-89У», получившие сертификаты лётной годности, были запущены в серийное производство и эксплуатируются не только в России, но и за рубежом. В 2004 г. поднялся в небо учебно-тренировочный самолёт МАИ-223 «Китёнок».

Студенческое конструкторское бюро авиационного моделирования факультета, в составе которого работают чемпионы и рекордсмены мира по авиамодельному спорту, является признанным в стране центром проектирования и изготовления уникальных продувочных моделей и малоразмерных летательных аппаратов.

Студенты первого факультета ведут активную общественную работу. Они участвуют в различных культурно-спортивных мероприятиях общероссийского и городского масштаба. Студенты участвовали в высокоширотных экспедициях «Северный полюс» и «Южный полюс». Команда МАИ по регби, основу которой составляют студенты первого факультета, неоднократно завоёвывала первенство Российской Федерации и первенство среди вузов России.