Внутренняя система оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в МАИ вводится с целью проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся, качества работы педагогических работников образовательной организации, а также качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
Актуализированные ФГОС ВО 3++ (СУОС ВО 3++) предусматривают обязательное проведение образовательной организацией регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся (см. п.4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся). Таким образом, выполнение этого требования образовательной организацией является обязательным и включено список аккредитационных показателей (Приказ Минобрнауки России от 25 ноября 2021 г. №1094).
ВСОКО призвана решать следующие задачи:
- Получение объективной информации об уровне подготовки обучающихся для последующего принятия обоснованных управленческих решений в учебных подразделениях, в Дирекциях институтов, в целом в университете;
- Повышение самоорганизации учебной деятельности обучающихся, направленной на качественное обучение;
- Повышение ответственности руководителей обеспечивающих и выпускающих кафедр, преподавателей за качество подготовки обучающихся;
- Внутренняя система оценки качества образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями;
- Унификация подходов к независимой оценке качества подготовки обучающихся через средства стандартизации оценочных средств и процедур;
- Привлечение представителей промышленности и потенциальных работодателей к процессу разработки и актуализации образовательных программ;
- Обеспечение открытости и доступности информации о качестве образования и об учебных достижениях студентов для внутренних и внешних пользователей через сайты университета и внутренние сети.
Основные цели ВСОКО:
- Формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ.
- Совершенствование структуры образовательных программ, реализуемых в Университете.
- Совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в Университете.
- Повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников Университете, участвующих в реализации образовательных программ.
- Повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ.
- Усиление взаимодействия Университета с профильным предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса.
Инструменты для оценки качества образовательной деятельности:
- Система онлайн анкетирования.
- Сбор анкет студентов при проведении социальных исследований, направленных на изучение их удовлетворенностью образовательным процессом и студенческой жизнью.
- Сбор анкет сотрудников Университета из числа профессорско-преподавательского состава при проведении социальных исследований, направленных на изучение их удовлетворенностью образовательным процессом.
- Сбор анкет работодателей при проведении социальных исследований, направленных на изучение их удовлетворенностью качеством подготовки выпускников Университета, полученными знания и навыками для выполнения профессиональных обязанностей.
- Сбор и анализ результатов студентов при проведении тестирований по итогам промежуточных аттестаций, по итогам прохождения практик, по итогам курсовых работ и проектов.
- Мероприятия по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам. Информация по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.
Качество предоставляемых Университетом образовательных услуг в значительной степени определяется уровнем материально-технического, учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения.
Объекты внутренней оценки качества образования по образовательной программе:
- Структура и содержание образовательной программы.
- Условия реализации образовательной программы.
- Организация и реализация образовательной программы.
- Организация и реализация отдельных дисциплин образовательной программы.
- Результаты реализации образовательной деятельности (оценка обучающихся и выпускников).
Описание элементов ВСОКО по программам высшего образования в МАИ
Инструмент оценки качества | Предмет оценки | Регулярность/ срок проведения | Ответственный за принятие решения о качестве | Ответственный за соблюдение качества | Информационное обеспечение | Локальный нормативный акт |
---|---|---|---|---|---|---|
Оценка образовательной среды и методических материалов | ||||||
Оценка качества учебных планов (УП) образовательных программ | Соответствие УП образовательным стандартам и иным локальным нормативным актам | Ежегодно | Проректор по учебной работе | Руководитель ООП | Информационно-аналитическая система университета (ИАСУ) | Положение о проектировании, разработке и актуализации основных образовательных программ Рабочая инструкция по разработке, актуализации и утверждению учебного плана и календарного учебного графика |
Оценка качества рабочих программ дисциплин (РПД) | Соответствие результатам освоения ОП, адекватность сложности материала для студентов, актуальность используемых материалов | Не реже одного раза в год/ до момента утверждение ООП на УС | Проректор по учебной работе | Руководитель ООП, автор РПД | ИАСУ | Рабочая инструкция по разработке, утверждению и переутверждению рабочих программ дисциплин и практик |
Оценка качества учебной деятельности студента и ее результаты | ||||||
Оценка качества и регулярности учебной деятельности студента | Соответствие результатов обучения установленным в РПД нормам | В соответствии с датами текущего контроля и промежуточной аттестации | Преподаватель, ответственный за реализацию дисциплины | Обучающийся | ЛМС МАИ, ИАСУ | Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов |
Процедура государственной итоговой аттестации | Качество подготовки выпускника, соответствие результатов освоения ОП требованиям образовательного стандарта | В последний год обучения/ в соответствии с графиком учебного процесса | Государственная экзаменационная комиссия с внешним председателем и наличием представителей работодателей. | Руководитель ООП. Научный руководитель | ЛМС МАИ | Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры |
Получение обратной связи от студентов и преподавателей | ||||||
Опрос студентов и НПР об основных аспектах деятельности Университета | Удовлетворённость студентов и НПР различными аспектами учёбы и работы в Университете | Ежегодно по плану | Департамент организационной и кадровой работы Проректор по учебной работе | Руководитель структурного подразделения, ответственный за соответствующее направление | ЛМС МАИ, сайт МАИ, Битрекс | Положение о Цифровой кадровой платформе |
Интернет приемная | Оценка качества оказываемых услуг, качества условий образовательной деятельности | Ежемесячно | Проректор по учебной работе, проректор по молодежной политике | Директора Дирекций институтов | Сайт МАИ | |
Оценка качества кадрового состава | ||||||
Оценка профессионального уровня НПР университета | Соответствие уровня НПР критериям эффективного контракта, требованиям, установленным законодательством РФ | В соответствии с графиком заседания кадровой комиссии | Директор Департамента организационной и кадровой работы | Директора Дирекций институтов | Сайт МАИ | Положение о кадровой комиссии; Эффективный контракт |
Проведение процедур внешней оценки качества образовательной деятельности