Внутренняя система оценки качества образования

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в МАИ вводится с целью проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся, качества работы педагогических работников образовательной организации, а также качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности.

Актуализированные ФГОС ВО 3++ (СУОС ВО 3++) предусматривают обязательное проведение образовательной организацией регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся (см. п.4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся). Таким образом, выполнение этого требования образовательной организацией является обязательным и включено список аккредитационных показателей (Приказ Минобрнауки России от 25 ноября 2021 г. №1094).

ВСОКО призвана решать следующие задачи:

  • Получение объективной информации об уровне подготовки обучающихся для последующего принятия обоснованных управленческих решений в учебных подразделениях, в Дирекциях институтов, в целом в университете;
  • Повышение самоорганизации учебной деятельности обучающихся, направленной на качественное обучение;
  • Повышение ответственности руководителей обеспечивающих и выпускающих кафедр, преподавателей за качество подготовки обучающихся;
  • Внутренняя система оценки качества образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями;
  • Унификация подходов к независимой оценке качества подготовки обучающихся через средства стандартизации оценочных средств и процедур;
  • Привлечение представителей промышленности и потенциальных работодателей к процессу разработки и актуализации образовательных программ;
  • Обеспечение открытости и доступности информации о качестве образования и об учебных достижениях студентов для внутренних и внешних пользователей через сайты университета и внутренние сети.

Основные цели ВСОКО:

  • Формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ.
  • Совершенствование структуры образовательных программ, реализуемых в Университете.
  • Совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в Университете.
  • Повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников Университете, участвующих в реализации образовательных программ.
  • Повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ.
  • Усиление взаимодействия Университета с профильным предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса.

Инструменты для оценки качества образовательной деятельности:

  • Система онлайн анкетирования.
    • Сбор анкет студентов при проведении социальных исследований, направленных на изучение их удовлетворенностью образовательным процессом и студенческой жизнью.
    • Сбор анкет сотрудников Университета из числа профессорско-преподавательского состава при проведении социальных исследований, направленных на изучение их удовлетворенностью образовательным процессом.
    • Сбор анкет работодателей при проведении социальных исследований, направленных на изучение их удовлетворенностью качеством подготовки выпускников Университета, полученными знания и навыками для выполнения профессиональных обязанностей.
  • Сбор и анализ результатов студентов при проведении тестирований по итогам промежуточных аттестаций, по итогам прохождения практик, по итогам курсовых работ и проектов.
  • Мероприятия по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам. Информация по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.

Качество предоставляемых Университетом образовательных услуг в значительной степени определяется уровнем материально-технического, учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения.

Объекты внутренней оценки качества образования по образовательной программе:

  • Структура и содержание образовательной программы.
  • Условия реализации образовательной программы.
  • Организация и реализация образовательной программы.
  • Организация и реализация отдельных дисциплин образовательной программы.
  • Результаты реализации образовательной деятельности (оценка обучающихся и выпускников).

Описание элементов ВСОКО по программам высшего образования в МАИ

Инструмент оценки качества Предмет оценки Регулярность/ срок проведения Ответственный за принятие решения о качестве Ответственный за соблюдение качества Информационное обеспечение Локальный нормативный акт
Оценка образовательной среды и методических материалов
Оценка качества учебных планов (УП) образовательных программ Соответствие УП образовательным стандартам и иным локальным нормативным актам Ежегодно Проректор по учебной работе Руководитель ООП Информационно-аналитическая система университета (ИАСУ) Положение о проектировании, разработке и актуализации основных образовательных программ Рабочая инструкция по разработке, актуализации и утверждению учебного плана и календарного учебного графика
Оценка качества рабочих программ дисциплин (РПД) Соответствие результатам освоения ОП, адекватность сложности материала для студентов, актуальность используемых материалов Не реже одного раза в год/ до момента утверждение ООП на УС Проректор по учебной работе Руководитель ООП, автор РПД ИАСУ Рабочая инструкция по разработке, утверждению и переутверждению рабочих программ дисциплин и практик  
Оценка качества учебной деятельности студента и ее результаты
Оценка качества и регулярности учебной деятельности студента Соответствие результатов обучения установленным в РПД нормам В соответствии с датами текущего контроля и промежуточной аттестации Преподаватель, ответственный за реализацию дисциплины Обучающийся ЛМС МАИ, ИАСУ Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов
Процедура государственной итоговой аттестации Качество подготовки выпускника, соответствие результатов освоения ОП требованиям образовательного стандарта В последний год обучения/ в соответствии с графиком учебного процесса Государственная экзаменационная комиссия с внешним председателем и наличием представителей работодателей. Руководитель ООП. Научный руководитель ЛМС МАИ Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры
Получение обратной связи от студентов и преподавателей
Опрос студентов и НПР об основных аспектах деятельности Университета Удовлетворённость студентов и НПР различными аспектами учёбы и работы в Университете Ежегодно по плану Департамент организационной и кадровой работы Проректор по учебной работе Руководитель структурного подразделения, ответственный за соответствующее направление ЛМС МАИ, сайт МАИ, Битрекс Положение о Цифровой кадровой платформе
Интернет приемная Оценка качества оказываемых услуг, качества условий образовательной деятельности Ежемесячно Проректор по учебной работе, проректор по молодежной политике Директора Дирекций институтов Сайт МАИ  
Оценка качества кадрового состава
Оценка профессионального уровня НПР университета Соответствие уровня НПР критериям эффективного контракта, требованиям, установленным законодательством РФ В соответствии с графиком заседания кадровой комиссии Директор Департамента организационной и кадровой работы Директора Дирекций институтов Сайт МАИ Положение о кадровой комиссии; Эффективный контракт

Проведение процедур внешней оценки качества образовательной деятельности

Проведение процедур внешней оценки качества образовательной деятельности

Разделы