Как поехать учиться по обмену в Азию или Европу? Лайфхак для маёвцев

11 января 2022
Как поехать учиться по обмену в Азию или Европу? Лайфхак для маёвцев

Многие студенты МАИ не ограничиваются получением знаний в стенах родной альма-матер. Благодаря маёвской программе академического обмена они расширяют свои возможности, отправляясь на обучение в ведущие университеты Азии и Европы. Редакция портала mai.ru побеседовала со специалистом управления международной деятельности МАИ Анастасией Ковалевой, а также со студентами, и узнала подробнее о программе, условиях участия и возможностях, которые она открывает перед маёвцами.

Так, какую же пользу маёвцам принесёт участие в программе обмена?

В первую очередь, маёвец сможет получить дополнительные компетенции, необходимые для его дальнейшего профессионального развития, возможность влиться в иностранную научную среду, улучшить свой английский, развить soft skills и завести много интересных знакомств. Помимо этого он получит полезный опыт проживания в другой стране, сможет лично увидеть, почувствовать, пожить в другом ритме жизни, узнать больше о культурах разных стран. Ну и, наконец, добавить красивую строчку в своё резюме.

Какие зарубежные университеты участвуют в программе обмена?

Участниками программы академического обмена МАИ являются следующие высшие учебные заведения:

Аргентина

  • Университет Мендоза.

Бразилия

  • Гражданский институт космических технологий Буэнос-Айрес.

Китай

  • Шанхайский транспортный университет;
  • Бэйханский университет;
  • Пекинский политехнический институт.
Индия
  • Университет Чандигарх.
Индонезия
  • Бандунгский технологический институт.
Италия
  • Туринский политехнический университет;
  • Миланский политехнический университет.

Испания

  • Политехнический университет Мадрида. Высшая школа аэронавтики и космических исследований.

Франция
  • Высшая Национальная школа Авиации и Космоса (ISAE-SUPAERO); 
  • Политехнический университет передовой науки (IPSA); 
  • Национальная школа гражданской авиации (ENAC).
  • Инженерная школа ECAM LYON.
  • Высшая Национальная школа Механики и Авиатехники (ISAE-ENSMA).

Германия
  • Университет прикладных наук г. Хайльбронн;
  • Университет прикладных наук г. Ингольштадт 
  • Технический университет Мюнхена;
  • Технический университет Дрездена;
  • Университет Штутгарта.
Австрия
  • Технический университет Вены.

Какие магистерские программы и специальности входят в список предложений по программе обмена?

У каждого университета свой список направлений. В основном это такие направления, как авиастроение, материалы и современные технологии, математика и информатика, ракетно-космические системы, бортовая электроника и техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы связи.

Кто может принять участие в программе?

Принимать участие в программах академической мобильности могут студенты не ниже 3 курса бакалавриата/специалитета всех меганаправлений МАИ. Основными критериями отбора кандидатов являются успеваемость (предпочтение отдается кандидатам, успешно сдавшим не менее четырёх сессий в МАИ на момент подачи заявки; магистрам — не менее одной сессии), знание языка, а также чёткое понимание своих дальнейших планов и необходимости программы. Существенно повысить шансы одобрения заявки может участие студента в различных научных мероприятиях. Также предпочтение отдаётся студентам, ранее не участвовавшим в программах обмена.

На какой срок рассчитана программа?

Традиционно перечисленные университеты осуществляют два набора в год: весенний и осенний. Большинство программ посеместровые. Однако в отдельных случаях возможна и годовая система обучения.

Как происходит отбор на программу?

Кандидаты на участие в программе проходят конкурсный отбор. Конкурс проводится два раза в год:с 15 января по 27 февраля (на программу, стартующую в осеннем семестре), с 15 августа по 30 сентября (на программу, стартующую в весеннем семестре). Для участия в конкурсе необходимо заполнить онлайн-заявку на сайте МАИ в разделе «Академическая мобильность».

Адаптируется ли наполнение программы под конкретного студента?

Наполнение программы варьируется в зависимости от заявленного университета, а также от предпочтений и специализации студента. Большинство университетов работают по европейской системе кредитов ECTS, где 1 кредит (зачётная единица) = 36 часам прослушивания предмета. Студенты сами набирают себе определённый пул предметов, по которым хотят обучаться, из предоставленного университетом списка. Такой индивидуальный подход позволяет студентам углубить свои профессиональные компетенции и освоить дополнительные навыки.

Как происходит помощь/поддержка/курирование ребят за рубежом?

Всё время, пока студент находится за рубежом, он держит связь со своим куратором из Управления международной деятельности. Помимо этого, у студента есть куратор от принимающего университета, который, в свою очередь, помогает ему включиться в образовательный процесс, решить проблемы с пребыванием и другие организационные вопросы.

Что касается вопроса проживания, то ряд университетов предлагает места в кампусе, некоторые работают по партнёрским программам с хостелами.

Выплачивается ли стипендия?

Да, если студент, обучающийся на бюджетной основе, получает стипендию МАИ, на время его стажировки выплата данной стипендии не приостанавливается. На некоторых программах возможно участие в стипендиальных программах ERASMUS+, которые дают студентам возможность на конкурсной основе получить стипендию, покрывающую часть расходов.

Какие расходы несёт студент?

Обучение на программах обмена с партнёрскими университетами бесплатно. Однако все остальные расходы покрываются студентами самостоятельно. В случаях, когда студент одновременно является стажёром или сотрудником, например, одной из лабораторий института, и направляется на программу мобильности для улучшения своих навыков, может быть рассмотрен вопрос материальной поддержки со стороны института.

Как происходит зачёт по пропущенным студентом предметам в МАИ за время поездки?

Перезачёт результатов обучения на время обмена осуществляется по решению аттестационной комиссии института после рассмотрения документов, подтверждающих освоение ряда дисциплин в принимающем университете.

Дисциплины, пройденные во время мобильности, можно включить в справку об обучении, которую выдают по окончании университета.

Отзывы студентов

Егор Агешин, выпускник магистратуры института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ:

— Различия между программами больше касаются культурной составляющей. Кто-то безумно влюбляется в Азию, а кто-то — в Восток. Я люблю Европу и комфортнее себя чувствую именно там. Что касается организации стажировок, то в моём опыте, безусловно, лидирует Германия за множество возможностей и качество образования, которое можно там получить. Китай хоть и старается повторять за Западом, но всё равно чувствуются «азиатские» нотки. Это и делает его уникальным. Но не для меня.

Читайте развёрнутое интервью Егора по поездкам в рамках программы обмена в Германию и Китай.

Зои Мбикаи Шиманга, студент магистратуры института № 1 «Авиационная техника» МАИ:
— Благодаря стажировке, на которую я попал в рамках программы мобильности, я выучил больше, чем за четыре года обучения на бакалавриате. Также опыт международной стажировки хорошо смотрится в моём резюме и сыграл существенную роль при устройстве на работу и получении более высокой должности.

Зое, будучи студентом бакалавриата, провёл семестр в Тулузе по программе академической мобильности МАИ. В  видеоинтервью Зое делится впечатлениями об учёбе в Высшей школе авиации и космоса (ISAE-SUPAERO), вспоминает о стажировке в Airbus и Neoptera и рассказывает о том, как полученный опыт помог ему в поиске работы.

Также смотрите видеоинтервью студентки института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ Анны Сурковой, которая поехала по программе обмена в Венский технический университет, где обучалась по направлению Computer Engineering. В  ролике Анна рассказывает о своём опыте академической мобильности и делится впечатлениями о жизни в Австрии.

.

В этот день было

Принято решение ввести в состав Военно-воздушных сил России авиацию сухопутных войск как род Вооруженных сил
Образован Российский авиационный торговый дом
Первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту