Цифровая кафедра МАИ: как студенты обучаются IT-компетенциям

29 марта 2024
Цифровая кафедра МАИ: как студенты обучаются IT-компетенциям

Осенью 2022 года в соответствии с моделью развития МАИ в рамках программы «Приоритет-2030» был запущен новый проект — цифровая кафедра. Теперь каждый маёвец может параллельно с основным образованием получить дополнительную квалификацию по направлениям ИТ-индустрии. О проекте и его достижениях за прошедший год в интервью рассказал директор института № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика» Сергей Крылов.

Что такое цифровая кафедра и для чего она нужна?

Цифровая кафедра — это совместный Федеральный проект Минцифры и Минобрнауки России в рамках программы «Приоритет — 2030», направленный на формирование и развитие у обучающихся дополнительных к основной образовательной программе актуальных IT-компетенций. Так, например, будущий инженер-авиастроитель, окончив цифровую кафедру, может получить полезную на практике компетенцию применения средств искусственного интеллекта в дефектоскопии, что позволит ему применять в работе на предприятии самые эффективные и современные методы контроля качества деталей. Сформированность компетенций подтверждается дипломом о дополнительной профессиональной переподготовке, дающим право на ведение профессиональный деятельности. По сути, это второе высшее образование на базе основного. Также выпускники цифровой кафедры получают сертификаты университета Иннополис.

Кто может стать студентом кафедры?

Обучающимся цифровой кафедры может стать любой студент базового высшего образования. Для этого ему нужно выбрать интересующую программу, написать заявление и пройти вступительные испытания.

Чему обучают студентов кафедры?

Все программы содержат модули, нацеленные на формирование компетенций в области программирования, разработки и использования средств искусственного интеллекта в профессиональной деятельности по основному образованию. Студентов в разных программах учат программированию на Python, подготовке данных для ML, обучению и применению нейросетей, использованию генеративных нейросетей (prompt-инженерия), выполнению инженерных расчётах в импортозамещающих CAE-системах. Кроме того, все студенты выполняют групповые IT-проекты, что позволяет также развить у них навыки коллективной работы по достижению поставленной задачи, что необходимо в любой инженерной профессии.

Какие изменения произошли в учебном процессе кафедры в этом году и для чего они были сделаны?

Программы нашей кафедры ежегодно обновляются как по своему перечню, так и по содержанию. В этом году были добавлена программа «Цифровые технологии в социально-гуманитарной сфере», содержание которой нацелено на прикладное применение генеративных нейронных сетей и существенно обновлено содержание программ «Машинное обучение и анализ больших данных». Это было сделано с учётом опыта реализации программ прошлого года, на основе пожеланий студентов и экспертизы потенциальных работодателей.

Какие у кафедры уже есть успехи и достижения?

Кафедра выпустила в 2023 году более 1400 студентов, успешно освоивших программу профессиональной переподготовки и защитивших итоговую аттестационную работу, также цифровая кафедра МАИ стала победителем московского регионального марафона-конкурса цифровых кафедр. И по итогам первого года трое студентов цифровой кафедры МАИ вошли в топ-100 лучших студентов цифровых кафедр по всей России и были приглашены на мероприятия в университет Иннополис.

Какие компании стали партнёрами кафедры?

У нашей цифровой кафедры более 30 партнёров. Среди них такие известные компании как Сбер, Wildberries, Ozon, Ростелеком, S7 TechLab, Friflex, ЦАГИ и много других, в том числе отраслевых. Компании-партнёры участвуют в экспертизе учебных планов и программ, дают студентам задания на выполнение практических проектов, консультируют, участвуют в защите проектов. Более 20% учебных дисциплин цифровой кафедры обеспечивают преподаватели из компаний. Они делятся со студентами актуальными технологиями, реально востребованными в индустрии.

Какие возможности цифровая кафедра предоставляет преподавателю?

Цифровая кафедра предоставляет преподавателю широкий спектр возможностей. Это включает работу с студентами не только своего института, разработку и реализацию новых образовательных курсов с междисциплинарными компетенциями, возможность стать наставником прикладного проекта для команды студентов с разных факультетов, повышение собственных компетенций и возможность для нетворкинга с представителями компаний-партнеров Цифровой кафедры.

Как вы оцениваете работу студентов в этом году?

Студенты успешно прошли промежуточный ассессмент (тест), который показал прирост компетенций по сравнению с осенним входным ассессментом. Сейчас студенты работают над практическими групповыми IT- проектами и готовятся к их защите летом.

Можете рассказать об их самых амбициозных проектах?

Из самых амбициозных можно выделить два проекта. Один из них — портирование нейронных сетей на БЛА, где предлагается разработать модель, способную в полной мере функционировать на бортовом вычислителе с целью детекции объектов. Второй — веб-сервис, предназначенный для диагностики здоровья двигателей.

Какие у кафедры планы на будущее?

Первое — максимальное трудоустройство обучающихся, второе — расширение базы кейсов для итоговых проектов, третье — 100% уровень компетенций у всех студентов на итоговом ассессменте.

В этот день было

Принято решение ввести в состав Военно-воздушных сил России авиацию сухопутных войск как род Вооруженных сил
Образован Российский авиационный торговый дом
Первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту